В 9 классе творчество Есенина предлагается рассматривать в разделе «Из поэзии серебряного века» в теме «Многообразие поэтических голосов эпохи» наряду с А.Блоком, В.Маяковским, М.Цветаевой, Н.Гумилёвым и А.Ахматовой. Рассматриваются темы и мотивы их стихов.


Видеоурок "Серебряный век русской культуры" 

 

Источник: проект "Инфоурок"


 

Маленькая картина Кузьмы Петрова-Водкина «Фантазия» изображает мчащегося на красном коне простоватого парня. Конь стремительно несёт его ввысь над сине-зеленой страной, над россыпью домиков и синей рекой.

Человек неискушенный сразу же обращает внимание: конь — красный, так не бывает. Знакомый с творчеством художника вспомнит ещё одну, более известную картину — «Купание красного коня». И тем, и другим становится ясно: конь здесь — не просто конь. В образ коня заложено некое символическое значение.

Красные кони Петрова-Водкина были созданы в начале XX века. В одно время с ним, но на литературном поприще, творил великий русский поэт — Сергей Есенин. Творчество Есенина пронизано крестьянским фольклором, русской лиричностью и необыкновенным образным народным языком. Символ коня был важным и для Есенина. Слово конь встречается в его поэзии чаще других наименований животных — 61 раз. Может быть, поэтому в своем исследовании корней народного наследия, в книге «Ключи Марии» он так описывает подмеченные им особенности крестьянской избы, где каждый элемент архитектуры имеет свое традиционное название.

«Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами, носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице... Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. „Я еду к тебе, в твои лона и пастбища“ — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо.»

 

С.Есенин «Ключи Марии»

Появление красного коня в живописи — это и своеобразный ответ декадентским предреволюционным настроениям, довлеющим над интеллигенцией. «Конь блед» как всадник апокалипсиса, появляется в образной картине мира в ответ на революцию 1905 года. Упадок, безнадежность и индивидуализм следуют за ним. Антитезой ему выступает огненный конь революции Октябрьской.

И вот, слышнее звон копыт

И белый конь ко мне несется...

И стало ясно, кто молчит

И на пустом седле смеется.

                                 А.Блок «Я вышел в ночь — узнать, понять»

В 1908 году Блок писал: «Если интеллигенция всё более пропитывается „волею к смерти“, то народ искони носит в себе „волю к жизни“. Понятно в таком случае почему и неверующий бросается к народу, ищет в нем жизненных сил».

Время диктовало две концепции понимания происходящих исторических событий. От выбора красного или белого зависела дальнейшая судьба России, её будущее, её жизнь или смерть.